On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Главный администратор




Сообщение: 91
Настроение: Офигенное
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Украина, Стараканстантинов
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.07 19:44. Заголовок: Классификация иероглифов по способу образования!


В первом веке нашей эры в Китае был создан словарь Шо-вэнь. В этом словаре все иероглифы по способу образования были разделены на "рипусе" (ЛИ) - (букв, "шесть категорий"): "изобразительные знаки, пиктограммы"; букв, "указательные", то есть своей формой указывающие направление или положение чего-либо; букв, "понятные по смыслу", то есть идеограммы; букв, "и изображение и звук", то есть фонойдеографические; букв, "изменение значения", то есть употребленные а переносном значении; букв, "заимствование", то есть фонетическое употребление иероглифа. Последние две категории к графике прямого отношения не имеют, в остальном же эта классификация довольно четко отражает закономерности образования иероглифов. Изобразительные знаки, или пиктограммы, это рисунки предметов, впоследствии схематизированные.

Например, иероглиф "человек" - схематизированный рисунок человека в профиль, иероглиф "огонь" - изображение языков пламени от костра, а иероглиф ) "река" - речных струй. Надо отметить, что таких знаков, которые и в наше время можно (зная их значение) Как-то увязать с первоначальным рисунком, совсем немного. Для большинства же знаков-пиктограмм это совершенно невозможно. Иероглифы указательной категории или, как их еще называют, "символы" - их было сравнительно немного -условно показывают направление. Так, иероглиф "верх" представляет собой горизонтальную черту, от которой вверх отходит вертикальная черта. В современном написании вертикальная черта имеет еще короткую отходящую вправо черточку. В древнем написании этой черточки не было, позже появилась точка, возможно, чтобы обратить внимание на именно вертикальную черту как главную в этом знаке; точка же впоследствии превратилась в короткую отходящую черту.

Идеограммы - это знаки, в которых изображение предмета не было самоцелью. Определенное положение предмета (например, поза человека) должно было обозначить либо какое-то состояние, либо его функцию. Большинство же идеограмм - соединение уже созданных к определенному периоду знаков или элементов в новый знак с целью обозначения другого понятия. Так, соединение двух иероглифов со значением "дерево" привело к образованию иероглифа "лес", соединение трех иероглифов, обозначающих "повозка",- иероглифа, имеющего значение "шум, грохот", и т.п.

Вопреки распространенному представлению большинство иероглифов не восходит ни к пиктограммам (схематизированным рисункам), ни к идеограммам (соединениям значимых элементов для обозначения нового понятия). Более или менее достоверно реконструированные знаки описанных категорий составляют в общей массе иероглифов незначительное меньшинство. Основная масса употреблявшихся в прошлом и употребляемых сейчас знаков - фоноидеографические иероглифы. Фонондеографический знак, возникший в ходе графического и смыслового преобразования компонентов, - результат соединения двух частей, а именно - элемента, обозначающего его звучание, так называемого "фонетика", и элемента, уточняющего или определяющего его значение, то есть "детерминатива". Чтобы представить себе, как создавались фонондеографические иероглифы, обратимей к аналогии. Так, если бы перед последовательностью букв "лук" для указания на то, о каком именно слове, идет речь, была бы нарисована луковица или поставлен условный значок, имеющий

значение "растение", то рисунок луковицы или условный значок выполняли бы роль "детерминатива", а последовательность букв "лук" была бы "фонетиком". В целом же приведенная последовательность знаков однозначно записывала бы слово со значением известного огородного растения а отличие от вида оружия. Соответственно перед последовательностью букв "лук" в значении вида оружия можно было бы нарисовать этот вид оружия и т.д. Неполнота такой аналогии а том, что фонетнк в составе иероглифа записывал звучание в целом, не отражая в графике составляющие его отдельные звуки.

Детерминативы первоначально служили для объединения иероглифов в группы по смысловому признаку, однако постепенно они утратили эту первоначальную функцию и стали выполнять роль графических элементов -ключей. Ключ -это графический элемент, наличие которого в составе иероглифа вместе с числом черт, составляющих иероглиф, определяет место иероглифа в словаре. Ключей в настоящее время 214, они объединены в "Таблицу ключевых знаков".

Из сказанного выше ясно, что понять значение иероглифа, исходя только из составляющих его элементов, невозможно. В современном японском письме невелика и роль фонетика как определителя чтения конкретного иероглифа. Правильнее будет сказать, что в настоящее время каждый иероглиф следует воспринимать как нечто данное с определенным числом закрепленных за ним чтений н значений. Однако реликтовая (остаточная) идеографичность некоторых элементов и частичное сохранение силы некоторыми фонетиками в японском письме все же помогают при изучении и запоминании иероглифов в процессе учебы - после того, как накапливается определенный запас выученных иероглифов, появляется материал для обобщений. Для того, чтобы понять, в чем состоит реликтовая идеографичность ключа.

Реликтовая идеографичность ключа заключается в том, что он входит элементом в большое число сложных иероглифов, имеющих по своим значениям отношение к понятию "дерево".

Таким образом ни приводившиеся "шесть категорий" иероглифов, ни "Таблица ключевых знаков" не позволяют говорить об иероглифах как идеограммах, т.е. знаках, значение которых может быть понято вне языка и вне системы письма, в которой они функционируют. Значение иероглифа - это значение тех языковых единиц, которые он записывает. Все перечисленные категории иероглифов, независимо от их происхождения, функционируют в современном письме одинаково. Их Функцию можно назвать словоразличительной или морфемо-раэличительной . В настоящее время не существует правил, по которым можно было бы создавать новые иероглифы. Фактически вея достоверно зарегистрированная история иероглифов -тем более в Японии -это процесс сокращения общей численности знаков и сокращения числа черт и элементов в составе иероглифов. Правда, в Японии наблюдались Отдельные попытки создания новых знаков из старых элементов.

Существует несколько терминов, которыми обозначают иероглифы, созданные уже в Японии из китайских графических элементов. Это "кокудзи" (букв, национальные знаки), "сва-дзи" и (букв, японские знаки), "васэй-кандэи" (букв, знаки, созданные в Японии) и некоторые другие. Создатели новых знаков пытались пользоваться упоминавшимися "шестью категориями". В Японии возникли такие иероглифы, как "дуб" - идеограмма, состоящая из элементов "дерево" и "крепкий", "циновка" - идеограмма из элементов "трава" и "сидеть", ( "перевал" - идеограмма из элементов "гора" и "верх-низ". Были попытки создания знаков и по другим категориям. Всего за всю историю их было создано около 1501, но практически в настоящее время сохранились лишь' отдельные знаки, в основном применяющиеся для записи метрических мер или сокращенного обозначения географических названий.




Истина где-то рядом...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет